To main content

Дивный новый
город

Каким будет Петербург ближайшего будущего? И как мы будем в нем жить?
———
Автор: Паша Сорокин
———
Санкт-Петербург, как и любой другой город на Земле, пытается расти и заниматься самоулучшением. Городские власти в прошлом году приняли новый Генеральный план до 2050 года, где, кажется, собирается полностью пересобрать город с нуля. Мы хотим рассмотреть основные проекты развития города, как они повлияют на жизнь обычных людей, что станет с историческим центром, и, самое главное, получится ли этого достичь.
Если смотреть на Генплан глазами обывателя, то скорее всего будет видна лишь мешанина из крестиков, штрихов и непонятных линий. Но при более детальном рассмотрении можно увидеть, что принятый в прошлом году Генплан создает из Петербурга по-настоящему пропорциональный город — город, где максимально возможное одинаковое число людей живет и в пригородах, и в черте города.
И это хорошо, потому что центр города перестанет играть значимую роль, переключая восприятие Петербурга не как памятника, а как важный экономический узел. Можно сказать, что Петербург будущего — смесь Нью-Йорка, где Манхэттен — центр, с Сан-Франциско, где пригороды — агломерация Кремниевой долины.
Достижению этой цели способствует один важнейший подход – освоение и застройка пригородных районов, а не развитие центра. Ключевыми точками роста города планируют сделать Колпинский, Курортный, Приморский и Пушкинский районы — в них будет вестись самая активная стройка жилья и деловых кластеров. Прямо сейчас уже по этой схеме активно развивается Кронштадт, что, можно так сказать, является пробой пера, и весьма удачной. Подобная экспансия на юг и северо-запад может привести, в свою очередь, к двум печальным итогам: либо центральные районы города станут неприспособленными к жизни среднего класса, либо вовсе будут постепенно умирать, как жилые, становясь европейским старым городом, туристическим местом и не более того. Если городские власти решат, что развитие пригородных территорий для города приоритетно, то вполне вероятно и постепенное свертывание реставрации старого фонда в центре и снос с выборочной реконструкции особенно важных памятников, например, взорванных в СССР храмов.
Но помимо роста субурбии, власти планируют выносить за город и производственные мощности, кратно увеличивая их потенциал. Поскольку идея о том, что Санкт-Петербург — ворота в Европу, перестает быть актуальной из-за санкций и роста портов на юге Ленинградской области (которые уже по уровню технологий больше похожи на порты Кореи или Японии), Смольный планирует переезд и ключевых городских предприятий — верфей.
Здесь важнейшей проблемой является отсутствие выхода исторического центра напрямую к морю — для главных городских верфей это ключевой фактор работы. Не зря Финский залив называют Маркизовой лужей — его глубина не позволяет верфям развернуться на полную мощность и экспериментировать с кораблестроением. Поэтому Балтийский завод, Адмиралтейские верфи и Северная верфь скорее всего будут объединены в единый кластер (о подобных планах, кстати, недавно заявили в Смольном), постепенно сосредоточив судостроительные мощности на Кировском заводе, а портовые — за КАД. Для этих целей, по слухам, Петербургу передадут северные территории Ломоносовского района Ленобласти до Соснового Бора. Хотя некоторые специалисты уже несколько лет заявляют о планах присоединения к Санкт-Петербургу сразу трех районов Ленинградской области: Всеволожского, Выборгского и Ломоносовского в полном составе.
Старые заводы, с которых верфи переедут, по планам уйдут под строительство общественных и парковых пространств, вроде Севкабеля, либо на строительство жилья. Например, в 2023 году на ПМЭФ губернатор города Александр Беглов подписал с президентом ВТБ и ОСК (под чьим началом планируется объединение верфей) Андреем Костиным договор о строительстве новой городской оперы — она будет располагаться на Ново-Адмиралтейском острове, рядом с Новой Голландией, где сейчас находится крупнейший корпус Адмиралтейских верфей.
Помимо кораблестроения из города переедут и университеты. Для этого они уже сейчас строят в пригородах новые кампусы: для СПбПУ — центр Технополис, а для СПбГУ — объединенный кампус под Гатчиной. По сути, главная цель плана — создание нового поколения Кремниевой долины и ликвидация множества университетских корпусов для создания единых пространств. Также в планах есть и возрождение Царскосельского лицея, чем занимается РАНХиГС. Но самым масштабным подобным проектом является целый город Южный, который строится вокруг будущего кампуса ИТМО.
Проект города предусматривает строительство малоэтажного жилья для 134 тысяч жителей, 14 школ, 37 детских садов, медицинских учреждений, а также отдельных культурных и спортивных объектов. Важным компонентом является сам корпус ИТМО — Хайпарк, научно-образовательный центр с производственной базой для современных технологий. Совсем недавно топонимическая комиссия уже присвоила названия первым улицам города, а главная экспертиза РФ одобрила проекты общежитий кампуса.
Переезд промышленных и научных гигантов загород влечет и развитие сквозной транспортной инфраструктуры. В новом Генплане администрация снизила темп планируемых станций метро, чтобы сосредоточить силы на строительстве наземных веток и городских диаметров — объединенной инфраструктуры пригородных электричек и городского метро. Пока планируют две ключевые ветки: Ломоносов-Белоостров и Гатчина-Токсово через Пулково. Их планируют проложить через городскую черту и соединить с уже проложенными путями, по которым уже начали постепенно запускать тактовое движение. Такой шаг должен облегчить возможность людей перемещаться из одного края города в другой, что в условиях уехавших из города предприятий и университетов будет крайне полезно.
Также разрабатываются проекты модернизации дорожной сети, включая объездные магистрали вокруг центра, строительства одного мега-тоннеля под Невой и четырех новых мостов (Ново-Адмиралтейский, Арсенальный, ШМСД и Большой Смоленский), один из которых уже активно строится. К 2050 планируют построить вторую кольцевую автомобильную дорогу вокруг Петербурга (в простонародье КАД-2), добро на которую уже дал федеральный министр строительства.
Однако минусов избежать не получится — Петербург, как и многие мегаполисы мира, находится на волне мирового кризиса жилья. Это уже отражается на росте цен на квартиры, который не то, чтобы не планирует останавливаться. С высокой долей вероятности цены на жилье вообще больше никогда не снизятся, а будут продолжать расти. У этого последствий море, но одно, самое важное, и которое уже можно наблюдать на реальном примере — сокращение площади квартир с увеличением сдаваемых площадей. Проще говоря: в будущем человечество будет жить в мини-квартирах, максимальная площадь которых будет около 10 квадратных метров. Во многом подобная модель уже долго функционирует в Гонконге, где квартиры в 3 квадратных метра не являются чем-то необычным.
Из частных проектов ярко выделяются уже ненавидимые активистами Лахта-центры на берегу залива. Их на территории поселка Ольгино строит Газпром полностью на свои деньги, но, к сожалению, они скорее всего не будут полностью построены, если Газпром в ближайшее время не ликвидирует убытки, которые он несет из-за санкций. Также на берегу залива, рядом с дамбой, начинают строить туристический кластер Санкт-Петербург-Марина — огромный курорт, город в городе, со своей экономикой и общественными пространствами. Ее планируют закончить к 2030 году, когда, по некоторым прогнозам, большинство санкций будут сняты и из Марины смогут ходить корабли в ближайшие страны.
На севере города появится (хотя по факту уже появился и работает) новый аэропорт — Левашово. Пока что он полностью частный и используется Газпромом, совместно с министерством обороны, но в ближайшие годы там планируют построить два терминала на 250 человек в час, что в 10 раз меньше Пулково. На заброшенном намыве Юнтолово наконец-то собираются строить новый зоопарк, больше и просторнее для животных. А на Ваське реконструируют Морской вокзал, теперь с него будет ходить прямой паром в Калининград (а потом наверняка и в Финляндию).
Конечно, высок риск того, что проекты останутся лишь проектами, как ими когда-то остался Новый берег, новый Обводный канал, музей блокады на Смольной, театр Аллы Пугачевой и многие другие. Но такая амбициозность городской администрации к развитию очень радует! Хотя проблем и ограничений не избежать: скорее всего исторический центр изрядно поредеет, но отход Петербурга от “города-музея” к чему-то более инновационному не может не радовать. Такой подход к развитию вселяет надежду, что Петербург не просто останется уникальным, но станет предельно комфортным мегаполисом. Получится ли у него стать Восточным Парижем или Вторым городом у залива — не знаем, но думаем, что Петр I именно этого и хотел, когда кричал свой “виват”!
Правда так называют?
Да, Маркизова лужа — фольклорное название Финского залива и нередко используется для обозначения всей Невской губы, особенно когда необходимо подчеркнуть её мелководность и небольшой размер по сравнению с открытым морем
Похоже на шутку
Но ей не является. В 2012 году лондонское бюро Populous представило проект «Театра песни» на Васильевском острове на месте, где по Генплану планировали строить магистраль. Сначала госэкспертиза, а потом и суд подтвердили незаконность проекта, и он в итоге был заморожен.
Это же плохо...
Вовсе нет. Большинство аэропортов строятся на бывших аэродромах государственных министерств и такая практика во всем мире считается нормальной. Например, Аэропорт Внуково построен для гражданских целей, но на аэродроме совместного базирования ФСБ и ФСО. Аэропорты могут строиться не только на аэродромах ФСБ, но и МЧС, и МО, и даже министерства промышленности и торговли.
Что?
Объединенная судостроительная корпорация — крупнейший судостроительный холдинг в России.
Иностранный агент
#имя_фамилия внесён в список иностранных агентов на территории РФ.

Если хотите прокомментировать статью или предложить правки,

то мы всегда ждём вас у нас в канале!