«Свободная» Ингрия

О какой Ингрии читал Оксимирон, причем тут распад России,
и как несуществующая деревня была столицей независимой республики
под Питером целый год?
105 лет спустя.
Кирьясало. Сейчас здесь чистое поле, всё в воронках, да пара деревьев. На краю поля начинается карельский лес, хвойный и густой. Где-то в центре урочища видны следы фундамента старинных изб. Ближе к южному краю поля стоят два креста — один из березовых палок, второй — из металлических труб. На обоих крестах таблички со словами «Pochjois-Inkeri, 1919-1920» — Северная Ингрия, 1919-1920. Больше ничего нет. Единственное, что может намекнуть на небольшую республику, появившуюся здесь в годы Гражданской войны — эта могила. Оказывается, что у стран тоже есть могилы.

Сегодня сложно поверить, что сотню лет назад здесь шли кровавые бои за свободу народа, которого всё его существование переселяли и использовали. Когда-то здесь жили офицеры и солдаты, пастухи и охотники, а сейчас — лисы и лоси, кукушки и бабочки.

Кирьясало сейчас.

Сюда не попадёшь случайно. Никакой автобус сюда не доедет, а до ближайшей остановки в деревне Новожилово почти 7 километров. Прямой дороги тоже нет — придётся пешком перейти реку и несколько ущелий. Но осознание истории и духа места того стоит.
О происхождении ингро-финнов, по-научному — ингерманландцев, ходит несколько версий. По одной, это субэтнос финно-угорских племен, а по-другой — самостоятельная этногруппа, наравне с русскими и финнами. Но большинство придерживается первой версии в силу явных языковых сходств ингерманландского и финского языков — они если не идентичны, то точно похожи.

Да и сама история ингерманландцев не выглядит, как история формирования самостоятельного этноса — обычно это происходило в культурной изоляции, чего не было в случае Ингрии. В древнерусском языке Ингрию называли вовсе Ижерой, что очень сильно созвучно с другим местным малочисленным народом — ижорцами. Кто-то вовсе объединяет Ижору и Ингрию — как части одной большой Ингерманландии. Ижора — юго-восточная, Ингрия — северная. И есть третья, юго-западная часть — Водь.
Считается, что этническая группа ингерманландцев начала складываться во время оккупации шведскими наёмниками Карельского перешейка и, как раз, Ижорских земель (земли южнее Петербурга) в Смутное время — сюда начали переселять эвремейсов и савакотов из карельских глубин для работы над развитием здешних мест. Но из-за продолжающихся битв в окрестностях финнизация Ижоры не сложилась — огромное количество крестьян просто погибало, в отличие от северных переселенцев, которые осели на севере в районе деревни Токсово и смогли обустроиться намного лучше.

Уже ближе ко временам Петра I Швеция попыталась ассимилировать здешних ижор и вожан, но из-за уже закрепившейся веры они начали мигрировать с севера Ленобласти на юг, где и живут по сей день, оставив под шведским натиском финских переселенцев с небольшой частью лютеранских ижорцев, которые впоследствии слились в один этнос — ингерманландцев.
Карельский перешеек?
Земли севернее Петербурга
Ижора?
Земли южнее Петербурга
Кто?
Эвремейсы и савакоты — малые народы Карельского перешейка. Эвремейсы — с берега Ладожского озера, а савакоты — из-под Выборга.
С конца Смутного времени и до начала XX века территория вокруг Санкт-Петербурга стала практически полностью финноязычной. Конечно, по-русски тут тоже разговаривали, но значительно меньше — все земли вокруг нынешнего Петербурга всего 150 лет назад населяли почти одни ингерманландцы. И это не могло не отразиться на национальном вопросе — как только появилась возможность, они сразу же захотели создать собственное государство.

105 лет назад.

9 июля 1919 года, в разгар гражданской войны в России, в 50 километрах от столицы страны, разрываемой почти сотней разных армий, в деревне Сосново (тогда — Рауту) провозгласили независимость ингерманландского народа — была основана Республика Северная Ингрия, а над главной поляной Кирьясало начал развеваться ингерманландский крест. Через две недели молодая республика обратилась к правительству соседней молодой Финляндии за помощью с военным снаряжением. Всё это — для прорыва к Петрограду, захвату сердца Ингрии — деревни Токсово, и последующему освобождению всего Карельского перешейка от красных администраций.
Ночью 27 июля, батальон Северной Ингрии вошёл на территорию большевиков, разделившись на два отряда и пойдя рейдами на ближайшие деревни. Таким образом, батальон смог добраться до Ладожского озера, зачищая карельские деревни от всех, кто хоть малость симпатизировал большевикам.

Но уже через неделю из Петрограда выдвинулись отряды Красной Армии, которые оттеснили армию Ингрии к тогдашней столице — скоплению деревень Кирьясало, ныне уже несуществующему. Но и там большевики смогли продержаться только один день: из-за страха окружения со стороны Финляндии, РККА решила отступить в Петроград, ведь от Кирьясало до финской границы оставалась буквально пара километров, которую финские части могли уже пройти и прятаться в лесу.
Зачищая это как?
Расстреливая.
Через два месяца, в сентябре 1919, на Ингрию вновь выдвинулись красные отряды, чтобы занять территорию республики, но вышло неудачно. А вот отряды РСИ (Республика Северная Ингрия — примечание редакции), наоборот, окрепли и разрослись. Изначальный батальон из 580 человек теперь стал полноценным полком в 16 тысяч человек, который уже смело мог вести наступательные операции. Юрьё Эльфенгрен, командир полка ингерманландцев, решил повторить попытку наступления, в результате которой наконец-то Токсово, находящееся в 40 километрах от Кирьясало, столицы Ингрии, было захвачено. Но из-за нехватки бойцов и возможности снабжать армию решили, что экспансию нужно прекращать и пытаться развиваться мирно. Флаг Ингрии над её сердцем так и не был поднят.
Кто это?
Юрьё Эльфенгрен или Георгий Евгеньевич Эльвенгрен — белый офицер, дворянин, планировавший покушение на жену Николая II. В 1919 году стал председателем Временного комитета Северной Ингрии, фактически главой государства.
Тихо-мирно Ингрия просуществовала до октября 1920 года, когда РСФСР и Финляндия подписали соглашение, по которому Финляндия отказалась от поддержки республики на севере Петрограда. Днём 5-го декабря 1920 года в деревне Кирьясало прошёл прощальный парад батальона Северной Ингрии. Флаг республики спустили, а батальон под покровом ночи ушёл в Финляндию через лес, где его расформировали.

Батальон Северной Ингрии перед уходом из Кирьясало. 05.12.1920

Большевики, после заключения мира между Россией и Финляндией, предоставили автономию ингерманландским финнам, начали разрабатывать для них алфавиты на латинице и кириллице, помогали издавать книги и журналы и даже запустили радио на финском языке! Но с течением времени власти начали всё холоднее и холоднее относиться к местному населению — сначала в 1937 году ликвидировали все финноязычные учреждения, потом запретили финский язык в речи, а позже вовсе проводили этнические чистки несколько десятилетий — среди исследователей принято считать, что это была месть за Гражданскую Войну.

В 1930-е от репрессий погибла почти половина ингерманландцев: из 110 тысяч человек в живых осталось только 60 тысяч. Территория, над которой когда-то развевался ингерманландский крест, теперь полностью очищена от мирного населения, а на месте деревни Кирьясало — пустырь с редкими следами старой жизни, которую растащили мародеры. Никто никогда больше не узнает, где сотню лет назад последний парад давал батальон Ингрии.

70 лет спустя

35 лет назад.

— Возьмите ту долю власти, которую сами сможете проглотить. Но вы находитесь в центре России — и об этом нужно подумать, — сказал Борис Ельцин на встрече с татарской интеллигенцией в 1990 году. Через пару лет референдум о суверенности Татарстана закончился победой независимости, которую не признали.
Но в 90-е годы, горячие головы грезили не только независимым Поволжьем и Кавказом, но и севером страны. Начала появляться идея возрождения Ингрии. Главным идеологом северной республики стал Виктор Безверхий, преподаватель философии из СПбГУ. Персонаж, на самом деле, очень одиозный и интересный. Кандидат философских наук, убеждённый неонацист и идеолог русского ведизма; ещё за пару лет до падения Советского Союза начал пропагандировать среди студентов вооружённую борьбу с режимом, постепенно сколачивая штурмовые отряды. Неоднократно представал перед судом за почитание Гитлера и его «Моей борьбы», Безверхий не успокаивался и продолжал заниматься местным активизмом.

В период турбулентности, когда разные политические силы затребовали крупной автономии для Петербурга в составе новой России, Безверхий потребовал полной независимости на основе границ Северной Ингрии 1919-го года. Но не был услышан, впоследствии уйдя в Союз венедов — неоязыческое общество, основанное на почитании Велеса и идей о превосходстве славянской и арийской рас.
Тогда же, в начале 2000-х годов, с гибелью Безверхого, движение «Ингрия» переименовалось в «Свободная Ингрия», после чего стало активным игроком в питерской политике 2010-х годов. Тогда же движение слегка отступило от заветов Безверхого и взяло курс на объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в единый субъект федерации под названием Ингерманландия или Ингрия.

Движение никакой независимостью не грезило, а всего лишь хотело исторической справедливости в рамках возможностей системы.
Важной особенностью движения стал его культурный компонент — сторонники идеи начали создавать новую региональную ингерманландскую идентичность, что они называют «практикующим краеведением». По сути своей — возрождение и осмысление местной истории и культуры.

Однако подход к географическим границам отличается: активисты движения иногда расширяют границы Ингрии на всю Ленинградскую область, несмотря на то, что историческая Ингерманландия охватывала намного меньшую территорию.

Но были и горячие головы, которые к созданию независимой Ингрии как четвертой прибалтийской республики, что связано с недовольством отсутствием реальной федерализации в России.
«Свободная Ингрия» участвовала и в протестах против газпромовского небоскреба на Охтинском мысу, и против фальсификаций в 2011 годах, а в 2016 году начали устраивать Европейские марши под лозунгами “Пора вернуть эту землю себе”.

С февраля 22-го риторика движения резко радикализировалась: если раньше движение не принимало участия даже в обсуждениях объединения Петербурга и Ленобласти (да, это отдельные регионы), то теперь его представители в открытую призывают к распаду России и руководят взводами в составе вооружённых сил Украины.
При этом движение находится в жёсткой конфронтации с этнонационалистами, настоящими ингерманландцами, подчеркивая, что объединяет людей разных национальностей на основе региональной принадлежности.

Участники «Свободной Ингрии» называют «ингерманландцами» всех жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, независимо от их этнического происхождения — если ты русский или еврей, но переехал в Санкт-Петербург, то ты ингерманландец. Также они используют символику, связанную с ингерманландскими финнами, но отрицают её этническую привязанность.
Этнические ингерманландцы очень жёстко противятся подобной деятельности, заявляя, что движение «Свободная Ингрия» беспардонно пользуется символами Ингрии в своих целях, не имея ничего общего с настоящими этническими ингерманландцами. И это окажется правдой: главные действующие лица движения никак с Ингрией не связаны и используют её имя часто в пиар-акциях. Безверхий, который первым начал пропагандировать сепаратистское движение, вовсе родился в Курской области.

Да и цели у движений полностью разные: если Свободная Ингрия выступает за вооружённый сепаратизм и развал России (о чём в открытую заявляет на форуме пост-России в Эстонии), то этнические ингерманландцы просто хотят жить и не забывать собственной истории.
Оксимирон, кстати, в знаменитом клипе ОЙДА (запрещена на территории РФ) занимался именно призывами к национальному сепаратизму в духе Свободной Ингрии. Этнические ингерманландцы резко раскритиковали песню Федорова, заявив, что лозунг «Ингрия будет свободной» лишь вредит малочисленному народу, который не собирается переезжать с исторических земель.

Но Мирон свою долю охватов перед мировым туром уже получил, а возникшие проблемы у народа несуществующей страны его уже не волновали.
Иностранный агент
Мирон Федоров внесён в список иностранных агентов на территории РФ.

Если хотите прокомментировать статью или предложить правки,

то мы всегда ждём вас у нас в канале!