Мифическое кольцо

Идеи о том, что Петербургу нужна своя кольцевая линия метро появились почти сразу после строительства первых станций. Прошло 69 лет, а идея так и остается идеей.
Декабрь отличается тенденцией того, что в его числа открываются впервые или после реставрации станции петербургского метро. Ждать ли чуда в этом году и вообще – ждать ли его в виде, например, кольцевой хоть когда-то?
Этот текст написан в октябре 2024 года. Мы еще не знаем, открыт ли Горный, но даже если это случилось, то мы рады за наш город.
Идеи о том, что кольцевая нужна в городе, появились почти сразу после строительства первой очереди станций. Во многом вдохновение навеяно Москвой, но с точки зрения метро – где, как не там подсматривать идеи. Строительство кольцевой впервые было предложено в 1937 году Ленинградским НИИ Коммунального Хозяйства в проекте новой схемы развития метро. Предлагали его не наобум, а в соответствии с планом развития города.
Проектирование началось уже в 1950-х, но все осталось только на бумаге. В проекте 1959 года поезда должны были ехать от Ленинского проспекта до Зенита (через Московскую с Выборгской, в общем, против часовой стрелки). Но опять же – должны были, проект так и остался проектом.
В 1966 году впервые задумались о кольцевой в современном ее понимании, то есть, чтобы круг действительно замыкался. Но тогда решили на новшествах не останавливаться: предложили две кольцевые – внутреннюю и внешнюю.
Но на опыте Москвы, где кольцевая работает еще с середины прошлого века, конструкторы поняли ошибку стремления охватить кольцом центр. В Москве это привело к диким перегрузам, тогда и решили отдалить кольцо от центра города. А еще чем дальше кольцевая будет от центра, то тем больше станций в нее можно влепить. Очень оптимистичная мысль для петербургских проектировщиков.
Уже в 1995 году проект хоть и не кольцевой, но линии на севере города получил название Охтинско-Петроградская линия. Она должна была вести от Васьки через Петроградскую и далее на Выборгскую сторону.
Единственный объект, который все-таки был построен в рамках проекта кольцевой – это станция Спортивная. Ее открыли аж в 1997 году. Если вы там были, то явно обратили внимание, что одна сторона платформ наглухо перекрыта. Это сделано для будущего потока поездов кольцевой.
С 2002 по 2014 год направления линий расширялись, станций прибавлялось, но все это оставалось на словах и без действий. Но уже в 2017 Смольный подписал план строительства кольцевой. Даже спустя время тендер на строительство был объявлен, но очень скоро отменен.
А в 2022 году Смольный объявил конкурс на проект планировки территории будущей линии от станции Шуваловский проспект до станции Коломяжская. Уже не кольцевая, но хоть какие-то телодвижения происходят. И линию должны открыть до 2030 года, но что-то мне подсказывает, что этого не случится. Быстрее уже от Москвы до нас построят веточку.
2023 год не прошел бесследно: было выбрано место для депо мифической кольцевой. Его построят на площадке Петербургского трамвайно-механического завода на Чугунной улице (Калининский район). Как писали в РБК, планы по строительству кольцевой власти вынашивают давно. Например, в 2019 году в том же Смольном сообщали, что участок линии от станции Большой проспект — 2 до Лесной-2 должен быть построен к 2030 году. Остальную часть кольцевой хотели построить уже после. В июле 2023 года на очередном заседании стало известно, что строительство этого участка, равно как и строительство участка кольцевой, перенесли на 2040-е годы. Кстати, воодушевляющие даты открытия трех станций кольцевой уже есть: не ранее 2045 года. Звучит так, будто машины летать уже начнут, а метро в Петербурге так и не построят.
Кстати, возможно в мае 2025 года земля начнет крутиться в другую сторону, ведь Смольный выдал задание на проектировку кольцевой линии. Длина проектируемого отрезка составит 4,47 километра, пропускная способность — 40 800 человек в час. По информации новостных пабликов, на этом участке предусмотрены еще две станции метро с пересадкой на другие линии — Полюстровский проспект и Большеохтинская. Всю документацию по кольцевой чиновники планируют подготовить как раз к 22-му мая 2025. К этому же сроку предполагается завершить проект планировки для еще одного отрезка уже строящейся коричневой линии подземки — Обводного канала-2 до Полюстровского проспекта-1.
Надеюсь, что все мы застанем такую карту метро в обозримом будущем. Что к тому моменту будет в Москве – завидно представить…
Заголовок
Основной текст
Иностранный агент
#имя_фамилия внесён в список иностранных агентов на территории РФ.

Если хотите прокомментировать статью или предложить правки,

то мы всегда ждём вас у нас в канале!