Некрореализм

Течение поздних ленинградских авангардистов, которое перевернуло всё российское искусство, задав тренд для целых поколений
В конце 1980-х годов, когда Советский Союз уже трещал по швам, в Ленинграде зарождалось движение, которое шокировало своей радикальной эстетикой и мрачным мироощущением — некрореализм. Сочетая в себе гротескные образы смерти, физического распада и абсурдную комичность, некрореализм быстро начал завоёвывать умы андерграундной интеллигенции. Однако, несмотря на его маргинальность, некрореализм настолько большое влияние на российское кино, что стал символом глубокой культурной трансформации того времени, чьи отголоски мы слышим до сих пор.
Чтобы понять, почему некрореализм появился именно в конце 1980-х, важно учитывать исторический контекст. Это был период, когда советское общество переживало последние годы существования государства, построенного на устаревших идеологических основах. Разрушение системы, дефицит идеалов и социальная неопределённость привели к кризису культурного самосознания. Если в 1920-е годы советские авангардисты искали способы выразить новое революционное общество, то к концу XX века творцы столкнулись с выхолащиванием всех прежних смыслов. Некрореализм стал своеобразной реакцией на упадок, финальной стадией распада не только политического строя, но и самой ткани реальности.
Термин "некрореализм" появился благодаря художнику и кинорежиссёру Евгению Юфиту, который считается основателем этого движения. Он начал снимать свои первые короткометражные фильмы в начале 1980-х годов, представляя абсурдные и агрессивные сцены насилия, смерти и разрушения. В отличие от соцреализма, который пытался рисовать идеализированные картины героической жизни, некрореализм фиксировал неизбежность распада и хаоса.

Эстетика смерти

и распада

Один из основных элементов некрореализма — это изображение телесного распада. Тело в некрореалистических фильмах и произведениях искусства лишено всякой героики и патетики. Оно часто представляется как разрушающийся объект, теряющий человеческие черты. Герои фильмов Юфита и других некрореалистов — это зачастую маргинальные фигуры, почти животные, полулюди, которые блуждают в сюрреалистическом пространстве, лишённые чёткой цели или смысла существования. Они погружены в процесс разложения — как внутреннего, так и внешнего.
Примером может служить один из самых известных фильмов Евгения Юфита — «Папа, умер Дед Мороз» (1991). Фильм обыгрывает идеи некрореализма через парадоксальное сочетание бытовых сцен и абсурда, когда смерть превращается в элемент повседневной жизни. В этой картине происходит отказ от традиционного линейного повествования, а смерть становится главным героем — не трагическим, а абсурдным и даже комическим.
Кадры из к/ф «Папа,умер Дед Мороз»
Некрореализм одновременно ужасает и вызывает смех — это смешение контрастных эмоций и делает его уникальным. Как и сюрреализм, некрореализм отвергает рациональность, но при этом он гораздо более мрачен и близок к фильму ужасов. В этом смысле некрореализм пересекается с западными традициями гротеска и телесного ужаса, отсылая к фильмам вроде работ Дэвида Линча или фильмов категории «Б» с их гипертрофированными телесными образами.

Абсурд как метод

Особенность некрореализма заключается в его постоянном поиске абсурда, с помощью которого он исследует человеческую жизнь, особенно в контексте позднего советского общества, где официальная культура всё ещё пыталась утверждать иллюзию героической жизни. Этот абсурд находит отражение не только в телесной трансформации, но и в поведении персонажей. Например, многие некрореалистические фильмы наполнены абсурдными поступками — герои могут, к примеру, рыть могилы просто ради самого процесса, разгуливать по лесу с зомбоподобными выражениями лиц или участвовать в странных ритуалах, смысл которых давно утрачен.
Отчасти некрореализм можно сравнить с дадаизмом начала XX века, который также стремился деконструировать логику и здравый смысл. Однако, в отличие от дадаистов, некрореалисты не стремились к игре или юмору в классическом понимании — их абсурд носит глубоко трагический оттенок. Это не абсурд ради веселья, а абсурд, возникающий на фоне полного разочарования в логике и смысле существования. Как бы ни выглядело комично происходящее на экране, за ним всегда стоит ощущение разрухи и распада.
Хотя некрореализм не являлся и не является политическим движением в традиционном понимании, его связь с политическим и социальным контекстом Советского Союза очевидна. В каком-то смысле некрореализм стал реакцией на неискренность советской культуры, её отказ признать тёмные стороны жизни, смерть, разрушение. В фильмах некрореалистов практически отсутствуют герои в традиционном смысле этого слова — нет ни положительных, ни отрицательных персонажей, нет ни спасателей, ни злодеев. Это мир, в котором царит хаос и в котором всякое действие теряет смысл.
Некрореализм можно рассматривать как форму культурного протеста против официозной советской культуры, которая к тому времени уже не имела возможности предложить новые смыслы и идеи. В этом отношении некрореализм созвучен более ранним движениям — таким как авангард или сюрреализм, — которые стремились переосмыслить искусство как способ познания реальности. Но если ранние авангардисты искали новые утопии, то некрореалисты, напротив, акцентировали внимание на антиутопии, на распаде всех форм и смыслов.
Кадры из к/ф «Груз 200»
Некрореализм, хотя и остался маргинальным движением, оказал влияние на российское и мировое искусство. Его отголоски можно увидеть в ряде постсоветских фильмов, где атмосфера распада и абсурда занимает центральное место. Например, если некрореалистическая эстетика в фильмах Алексея Балабанова («Груз 200», «Морфий») прослеживается более явно — с её акцентом на смерть, телесное разложение и бессмысленность жизни, то сейчас некрореализм набирает обороты заново.
Музыкальные вселенные русских исполнителей, в частности, Хаски, SALUKI и Loqiemean, крутятся именно вокруг эстетики смерти и разложения. Если к первому популярность пришла после хтонических клипов на фоне разваливающихся хрущевок, к третьему — через эксплуатацию визуала, то второй полностью выстраивал свой образ на основе некрореализма.

Визуальная эстетика последних полноформатных альбомов Арсения SALUKI полностью строится на полураспадах и полугниении. Один из важнейших альбомов не только 2023 года, но и всего десятилетия, по мнению Афиши, FLOW и остальных изданий, 'WILD EA$T", полностью создавался вокруг образа жизни кочевников, с элементами мифологии американского фронтира, но перенесённой на постсоветскую землю, где вовсю бушуют кризисы.
Кадры из SALUKI - Lagg out
Новый альбом Арсения, выходящий 15-го ноября — BOLSHIE KURTKI, визуально создает такую же атмосферу распада, но в условиях не постсоветской действительности, а жизни на далеком севере, где ткани не разлагаются, а трупы остаются практически в полной сохранности. В этом даже проглядывается заигрывание с визуалом франшизы про Макса Рокатански — Безумный Макс.
Заголовок
Основной текст
Иностранный агент
#имя_фамилия внесён в список иностранных агентов на территории РФ.

Если хотите прокомментировать статью или предложить правки,

то мы всегда ждём вас у нас в канале!