Куда могут привести ветхие заповеди? Только в ветхий мир.Град обреченный
Советская цензура не обошла стороной и творчество Стругацких, которые стремились в своих произведениях оценить и изменить взгляд на окружающую их действительность.
В посёлке Комарово братья Стругацкие часто встречались вместе в творческом доме писателей и создавали свои фантастические миры. Здесь родился роман «Град обреченный», одно из самых мрачных произведений фантастов.
Помимо Града, здесь братья создали ещё одно своё культовое произведение — «Пикник на обочине», ставшее, в последствии, прототипом для Андрея Тарковского в создании фильма
«Сталкер». Этот роман вызвал много вопросов у редакции журнала, в котором должен был печататься. Однако это был не единственный роман, который столкнулся с сопротивлением цензуры. Так, произведение «Улитка на склоне» целых десять лет было под негласным запретом. Тому есть ряд объяснений:
— роман не соответствовал представлениям советской цензуры о «правильной» литературе;
— жесткая сатира на советский бюрократизм;
— произведение, написанное в духе сюрреализма, вскрывало всю беспросветность серой действительности того времени.
Время шло, первым из братьев умер старший — Аркадий, после этого события Борис написал два произведения и больше за перо не садился.
«По-моему, у нас с Аркадием все было как у людей. Пока я пребывал в состоянии Рыжий, Барбос, а также Шибзд, то есть до войны, старший брат был для меня «мое все» — царь, бог и воинский начальник.
Потом война уже закончилась, Аркадий служил в Сибири и на Дальнем Востоке, я стал старшеклассником, отношения выровнялись. И два военачальника (школьник-десятиклассник и младший лейтенант Советской Армии в отпуске, абсолютно равные в своих правах) по театру ползали на карачках, передвигая (по довольно сложным правилам) картонные квадратики, соответствующие стрелковым подразделениям, танковым армиям и артиллерийским корпусам.
После ухода брата сам образ жизни изменился. Всё стало «не то» – работа, мысли, мировосприятие. Да сам я уже видимо не тот. Очень трудно стало писать одному. Без молчаливого одобрения и безмолвной критики брата. Я так не привык. Ничто не может заменить того незабываемого чувства, когда Аркадий, покачивая на пятерне папку с законченной вещью, удовлетворительно произносил: “Ну, это вам не хрен собачий!”»
– из воспоминаний Бориса Стругацкого.