Выпуск сериала — преступление,
а просмотр — наказание

Гараж пробует себя на новом поприще — в кинорецензиях. Сразу на нашумевший сериал!
Пересылайте этот текст своим друзьям. Гараж развивается только благодаря вашей поддержке.
2-го ноября наконец-то вышел самый ожидаемый сериал от Кинопоиска — «Преступление и наказание». Критики и некоторые зрители сериал разорвали, и мы попросили Ваню, автора канала «Пристанища псевдокинематографиста», написать нам рецензию и ответить на вопрос: настолько ли плох этот сериал, как об этом говорят, или у него есть шанс?

Сразу стоит сказать о том, что я не фанат первоисточника: прочитал, где-то восхитился и, собственно говоря, все. От адаптации не ждал ничего плохого, скорее даже наоборот — у сериала была очень хорошая пиар-кампания. И если не считать несколько переносов, которые одни назвали цензурой, а вторые, ласково — просчетом, то от сериала я ждал в основном положительных эмоций.
И вот, наступает 22:00 2-го ноября. В этот раз «Преступление и наказание» все-таки, спустя неделю мук, страданий и переносов, выходит, я сажусь смотреть и… из меня рвется только трехэтажный мат. Да, у меня после просмотра закончились слова, оставив на своем месте только нецензурную брань. Но здесь меня попросили не материться, поэтому пойду по порядку и по пунктам, почему так вышло.
Первая проблема сериала — темп повествования. Он тут медленный, очень медленный. За первые три серии не происходит ровным счетом ничего. И только к четвертой серии начинается какое-то интересное развитие (по крайней мере, в сравнении с первыми тремя сериями). Но у темпа нет абсолютно никакого обоснования. Все настолько медленно просто потому, что так надо. За эти серии ничего не происходит, и я уверен — в каком-нибудь интервью создатели сериала заявят, что было очень тяжело ужимать роман до десяти эпизодов. Только возникнет вопрос: почему авторы не воспользовались всем хронометражем, который им был дан?

Преступление и наказание / Студия Плюс / Кинопоиск

Вторая проблема — адаптация сюжета, сделанная на самом низком уровне, на котором это возможно было сделать. От героев оригинала здесь нет ничего — теперь это неприятные личности с выкрученной на максимум инфантильностью. Сам сюжет тоже не в силах вызвать хоть какой-то интерес. Главная фишка сериала — это перенос действия романа в наши дни. И, конечно, диалоги, временная ориентация которых свелась к нулю — персонажи наших дней свободно говорят языком времени Достоевского. Никак такой оборот не обыгрывается, и, одному богу известно, зачем Мирзоевы это сделали.
Красивые кадры — ради красивых кадров. У меня нет режиссерского образования, но все-таки какая-никакая база в этой сфере у меня есть. И одна из главных проблем, от которых страдает новая адаптация «Преступления и наказания» — кадры, не несущие в себе никакой цели. Так получилось, что в фильме каждый кадр должен иметь за собою какую-то повествовательную цель, что-то показать, намекнуть или дать прочувствовать. Половина серий «Преступления и наказания» снята в формате: «красиво выглядит, надо вставить». И такого визуального мусора здесь непозволительно много.
Все это — не Достоевский. От Федора Михайловича тут осталось только название и имена персонажей. Все основные идеи произведения, персонажей с их живыми характерами, все спустили в унитаз. В этом сериале нет Достоевского. Алена Ивановна, старуха-процентщица — милая бабушка, которая вообще не вызывает никаких негативных эмоций, Родион Раскольников — второй Джокер, а Дуня — не та девушка, которая жертвовала собой ради семьи. У героев нет никакой мотивации, которая толкала бы сюжетную линию дальше. Они действуют так, только потому что это написано в тексте.

Преступление и наказание / Студия Плюс / Кинопоиск

Важный персонаж — Тень, которого хочется выделить из всей этой массы. Герой Бориса Хвошнянского вообще никоим образом не относится к «Преступлению и наказанию». Он прибыл из другого романа Федора Михайловича — из «Братьев Карамазовых», но что самое поразительное, среди всех этих непонятных пятен, он — лучшее, что есть в сериале по совсем другому роману. Да и не потому что персонаж как-то круто прописан, а из-за отдачи Хвошнянского, который выкладывается здесь хоть на какой-то уровень, чего не скажешь об остальной съемочной группе.
Как было сказано ранее, из всех актеров видны старания только Хвошнянского (к нему же можно добавить Янковского, с натяжкой Никиту Тарасова и Владислава Абашина). Все остальные играют так, как будто у них соревнование — кто лучше покажет дерево. И проблема кроется не в актерах, а в режиссере. Мирзоев четко показывает, насколько плохо он работает со своей группой. У того же Тихона Жизневского есть хорошие роли, он прилично играет в других фильмах, но здесь это просто Тихон, который еще проще читает текст.

Преступление и наказание / Студия Плюс / Кинопоиск

Самый важный вопрос — для кого это снято? Для фанатов книги сериал где-то на грани фола, а новые зрители просто ничего не поймут. Получается, что сериал снят для «настоящих ценителей», для которых самый ожидаемый проект Кинопоиска все равно оказался разочарованием.
Сейчас сериал воспринимается как пустышка в красивой обертке. Хочется задать отдельный вопрос товарищу Мирзоеву: зачем вы это сделали? Если вам захотелось войти в историю, как режиссер лучшей экранизации великого романа, и показать, что вы не такой, как все, то поздравляю, все получилось: все думают, что вы — особенный режиссер, который снял худшую экранизацию Достоевского. Стоит упомянуть, что у сериала уже появилась группа фанатов, которые видят в нем новое слово искусства. Они уже начали оправдывать многие спорные моменты особым видением режиссера, а сам сериал называть «не для всех».
На следующий день после просмотра ко мне пришла одна мысль: люди когда-то и в фонтане Дюшана увидели прорыв искусства, хотя это — обычный писсуар. Так и тут.
———
Иван Денисенко
———

Если хотите прокомментировать статью или предложить правки,

то мы всегда ждем вас у нас в канале!