Бесовщина в Манеже
Что случилось рядом с Исаакием? Почему там всё в точках и почему туда определённо стоит сходить?
Совсем недавно в Манеже открылась очередная выставка. На этот раз она посвящена современному искусству XX – XXI века. Удачно или неудачно, интересно али нет – узнаете далее.

Вообще Манеж известен своими масштабными и красочными выставками. Чего только стоила экспозиция про блокаду – была очень печальная, но невероятно сильная. Каждый раз выставка посвящена какой-то определённой теме: балет, Африка, скульптура и прочее.

На этот раз оба этажа посвящены работам художников из товарищества Свободная культура. Вообще выставка называется «Пушкинская-10» – что это вообще такое спросите вы. Ну, как минимум адрес того места, что стало началом формирования и развития независимой культуры Санкт-Петербурга. Находится, кстати, совсем рядом с площадью Восстания.

Как указано на самой выставке, это место стало оплотом ленинградского андеграунда, а сейчас все еще остается местом силы для всех творческих людей. Здесь располагались мастерские творцов всех видов искусства. Началась творческая заварушка еще в 1989 году, когда в аварийный дом (кооператив должен был охранять дом ото всех, а сам взял и людей заселил) стали заезжать первые художники. Это было не уникальным явлением, похожие дома были еще и на Фонтанке, но до сегодняшнего дня сохранился только дом на Пушкинской.

Есть целая легенда о том, почему именно тут располагается художественный центр. Трое художников – Ковальский, Рыбаков и Орлов – распивали портвейн в сквере у памятника Пушкину, рассуждали о судьбе неофициального искусства и о том, что у творцов этого искусства нет и мастерских. Тут они слышат голос: «…хватит жаловаться, смотрите – вот то место, где вам жить и работать…». Так Александр Сергеевич Пушкин и жизни поучил, и на дом указал.
Вот с 1989 по 1996 год было самым звездным временем для сквота на Пушкинской. У людей был мощный заряд энергии и творчества, здесь начинали свою художественную деятельность такие, как Курехин, Новиков, Кулик. Здесь даже фестивали проходили; самый известный был Праздник дома, посвященный дню рождения центра.

С 1998 года это место стало не просто заброшкой с художниками, а полноценным культурным центром, открывшимся после капремонта. В том же году открылся и музей нонконформистского искусства (теми самими Орловым и Ковальским). Последний вместе с Рыбаковым придумали концепцию «Ковчег XXI века», где свободные художники спасаются от потопа смены тысячелетий и радостно плывут в в будущее нового века.

НУ, ТЕПЕРЬ ПРО САМУ ВЫСТАВКУ!

На этажах блоки поделены по художественным группировкам. Например, Арефьевский круг, Газаневщина, круг Стерлигова, Митьки и прочее. Каждый блок несет в себе тот или иной лейтмотив – повседневная жизнь, но другими глазами, с особыми чувствами или художественными приемами и так далее.

На стенах в начале каждого блока можно прочитать об истории объединений и кружков. В основном, тут пишется про то, как в начале было не классно, а в постсоветское время началось развитие этого сегмента искусства.
Все блоки, входная группа на фасаде Манежа выглядят как красные грузовые контейнеры. Такой цвет выбран неслучайно: это повторение дизайна оформления самого Арт-центра «Пушкинская-10». Белые круги на красном фоне – это цвета флага арт-пространства, созданного художником Хлобыстиным.

Первая локация сразу после стоек регистрации – тот самый легендарный Пушкин и воссозданный внутри Манежа не менее легендарный сквер. Личное наблюдение и теория: просто так в сквер не попасть, только если слегка пригнувшись. Таким образом, вы преклоняете голову перед вдохновителем создания такого центра искусства да и перед самим феноменом искусства тоже. Ниже – фрагмент одной из картин с этой площадью.
Далее – блоки первого этажа и тематические подборки в каждом из них. Здесь и картины, и аля скульптурные элементы, и собирательные вещи – словом, на любой вкус и цвет. Чуть ниже – мой фаворит с первого этажа.

По бокам этой зоны находятся блоки с документальными фотографиями. Тут можно увидеть всех художников, чьи картины есть на выставке, а также посмотреть на их художественную жизнь изнутри.

Здесь же есть два экрана с кинолентой, но это не основная деталь первого этажа.
Лестница на второй этаж очень напоминает либо сыр Маасдам, либо матрешку (одна из версий). Над лестницей есть огромный белый шар, декорации вокруг красные. Чем-то даже напоминает кинотеатр Мираж на Большом проспекте П. С., такой же красный и футуристичный.

Второй этаж более интересный, чем первый. Тут более необычные картины, более масштабные что ли. И животных смешных много.
Картина, которая меня заинтересовала с точки зрения ее исторической составляющей – Персей и Андромеда.

Тут и Персей в стильных летающих сапожках (сандали из оригинала слишком холодные для Петербурга) как будто балетные пируэты выдает с кинжалом, который будто насквозь проткнул ему руку. И Андромеда, бедная раздетая в отличие от своего мужчины. И медуза Горгона, которая, судя по ее выражению лица на щите у Персея, не сильно рада происходящей перед ней любовной истории. Да и чему радоваться, когда тебе голову отрубили ранее.
Кстати, все залы (по задумке организаторов) нужно проходить в четкой последовательности. На входе выдают карту для этого. Правда специально такое задумано или же вышло случайно – чтобы вернуться к началу следующего блока, то нужно преодолеть весь только что пройденный в обратном направлении. Удобно ли – сомнительно.

Виктор Кузнецов. Гипер Пупер. Персей и Андромеда. 1992 Холст, масло. 110х150. Музей нонконформистского искусства

Евгения Востокина / Издание «Гараж» / garagemag.ru
В конце выставки в магазинчике на нулевом этаже можно купить пару сувениров с только что просмотренной выставки. Мои фавориты: красная маленькая милая кружка и обложка с магнитом с фразой «ё-мое» с выставки.

Если говорить что-то по итогам выставки в целом, то с уверенностью скажу, что она неплохая, легкая, быстро проходимая и интересная для погружения в культуру нонконформистского искусства.

Из чучуть недоделок: логистика передвижения.
Поторопитесь на выставку, она будет открыта до 8 сентября. Ну а дальше – ждем следующих шедевров от Манежа.

Сергей Ковальский. Не дай в обиду русский язык — Ё-моё. 2000. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

Евгения Востокина / Издание «Гараж» / garagemag.ru