Трамвайный Петербург
И самые живописные его маршруты, которые заменяют экскурсионные за оверпрайс.
Выделите себе время и обязательно прокатитесь по ним!

— Увидеть Петербург за 1000 рублей с кораблика или за 1800 с двухэтажного красного автобуса?
— Конечно же нет
— Увидеть Петербург за 50 рублей?
— Это нам надо

Готовьтесь к подборкам маршрутов общественного транспорта, на которых можно увидеть кучу популярных достопримечательностей города. Сегодня на очереди – трамваи.
Дисклеймер: перед поездкой советую зайти в Яндекс Карты и убедиться, что трамвай не поменял часть своего маршрута. Такое бывает из-за ремонтных работ, и чтобы не расстроиться – лучше посмотреть все заранее.
Это, можно сказать, центральный и классический маршрут, базовая база.

Спросите: ну и что я увижу в этом вашем центре?
А мы вам ответим: как минимум весь исторический центр, верфи и знаменитое Семимостье! Это то место, где пересекаются канал Грибоедова и Крюков канал, а еще расположены реально семь мостов: Красногвардейский, Старо-Никольский, Ново-Никольский, Могилёвский, Смежный, Кашин и Торговый. Ходит легенда, что если рассмотреть внимательно все семь мостов, а потом загадать желание, то оно сбудется. Далее – сине-белый Никольский собор и Никольские ряды. Кстати, престол собора был освящен аж Екатериной II, а двумя веками после именно здесь отпевали Анну Ахматову.

Никольские ряды, расположенные далее, были отстроены буквально пару десятилетий позже, потому что Коломну – район, где все это находится – стали заселять купцы, которым нужно было где-то быть предпринимателями. Но сами ряды известны тем, что были черным рынком по продаже крепостных крестьян, а после стал уже просто черной биржей труда. По данным современников, на эту биржу труда в летнее время приезжало до 50 тысяч человек. Возможно благодаря этой бирже примерно в это время на Никольском рынке появляется «Обжорный ряд» — место, где питались самые бедные слои населения, пришедшие сюда в поисках работы. Благо все это осталось в XIX веке.
Юсуповский сад и вся Садовая улица с Сенной площадью тоже не останутся в стороне от маршрута. Возможно вы расстроитесь, но Юсуповский дворец с садом на Фонтанке – это не место убийства Григория Распутина, его убили в одноименном дворце, но на Мойке. А Сенная площадь сегодня откроется куда более причесанной, нежели в XIX веке с ее кабаками и притонами, да и к тому же без снесенного, к сожалению, Успенского собора.

Далее на очереди – центральные магазинные точки – Гостиный двор и апрашка. Гостиный двор как вип-версия Никольских рядов, потому что до сюда Пушкин, Гоголь и Крылов доходили, а до Никольских видимо нет. Изначально неправильно квадратный Гостиный двор имел собственные названия линий или сторон: Суконная линия (ныне Невская), Большая Суровская (Перинная), Малая Суровская (Ломоносовская) и Зеркальная (Садовая). Поскольку торговля в Гостином дворе развивалась стремительно, вскоре названия линий стали весьма условными. Апрашка или Апраксин двор – как полная противоположность Гостинке, потому что как минимум Гостинку не пытались прикрыть пять раз. Тут были и пожары, и спасительные миллионеры, но ничего не выгоняет отсюда криминал. Вещевой рынок на Апраксином дворе имел репутацию криминального аналогично с Черкизовским рынком в Москве – торговля на нём часто велась нелегально, сотрудники не имели документов, среди товаров значительную долю занимал контрафакт. На рынке случались кражи, драки и убийства. При этом благодаря низким ценам он оставался одним из главных центров торговли в городе.

Следом после таких отличающихся друг от друга торговых точек – одни из самых знаменитых улиц города – Невский и Литейный проспекты. Если вы все еще думаете, что Невский прямой и ровный – передумайте, потому что при строительстве проспекта в XVIII веке строители чуть просчитались. Они начали строить проспект с двух концов навстречу друг другу, но в какой-то момент что-то пошло не так и теперь некогда «першпектива» стала чуть кривенькой.
Далее по списку – необычный по своему виду, а еще по своей истории Михайловский замок. Это мое любимое мистическое место в городе. Нумерологи здесь просто отдыхают, а число 4 активно творит легенды. Так как про замок я хотела написать отдельно, то лишь заброшу мистическую удочку. Но про цвет здания грех не сказать. Говорят, что этот необычно оранжевый цвет для архитектуры Петербурга обязан цвету перчаток фаворитки императора Павла I – создателя замка и его первого жильца.
Следом идут два огромных зеленых пространства центра города – Марсово поле и Летний сад. Марсово поле Марсовым является из-за близости памятника Суворову. Весьма логично отметите вы. Но Суворов не простой, а в образе бога войны – Марса, ну или Ареса.

Летний сад – одно из самых ранних локаций новой столицы, был создан еще в 1704 году. И если вы, вдруг, бородатый мужчина в сером одеянии, то в XVIII веке вход в сад вам был бы заказан. Летний сад стал местом проведения ассамблей (вип-балов по-петровски). Во время проведения ассамблей в Летний сад пускали гостей, но действовало строгое ограничение на вход для лиц в серых кафтанах, а также для носителей бород.
Из зелени в воду – далее вы проедете по Троицкому мосту. Фан-факт, который я обнаружила случайно, пока ехала получать диплом: ограда или перила моста были изготовлены на фабрике Сан-Галли. Того самого, чье имя носит нехороший сквер из прошлой статьи. В Петербурге все слишком связано…
Далее мимо особняка Кшесинской и крейсера Авроры вы таки доберетесь до Финляндского вокзала. Чтобы не забирать интересные факты о местах в один маршрут, оставлю их на следующий.
Оптимально начать маршрут: от станции метро Площадь Ленина в сторону центра города.

Этот маршрут больше подходит для тех, кто хочет вживую посмотреть на такое явление, как Васильевский остров и его разлинованную застройку.

Опять вы: мне хватило еще прошлого трамвая, еще один?

Опять мы: еще, и не один!


Трамвай начинает свой путь от станции метро Приморская, проезжает через Малый проспект В. О. к Среднему. Это, своего рода, проспекты-эстафетчики, потому что они передавали свое название друг другу по мере появления более мелкого проспекта. До того, как стать Средним, проспект был Малой «першпективой» (в отношении к Большом проспекту В. О.), а после появления уже современного Малого проспекта гордо стал не самым младшим в семье.


Здесь можно увидеть ДК им. Кирова и Лютеранский Михайловский собор. Вообще, ДК Кирова строился в 30-е годы ХХ века как один из крупнейших культурно-досуговых центров в стране. Он должен был объединить под одной крышей всё, что могло понадобится советскому гражданину для отдыха и саморазвития: от библиотеки и кинотеатра, до клубов по интересам и столовой. Собор в советские годы тоже стал своеобразной базой: в 1935 году церковь закрыли по указу Ленинградского Облисполкома. В здании храма расположили спортивную базу завода им. Калинина, после чего её место занял склад табачной фабрики, а после ВОВ — цех экспериментального завода «Спорт».

Если видами Васильевского острова вы любоваться не хотите, то можете сесть в трамвай на станции метро Спортивная – ее он тоже проезжает. По Тучкову мосту вы попадете к Князь-Владимирскому собору. Называется он по имени князя Владимира, того самого, который крестил Русь. Цепочка логики нейминга, в целом, присутствует: в это время велась очередная русско-турецкая война, был заложен город Херсон по названию древнего города, где, как раз, и покрестили население Руси. Название собора как дань памяти деяниям князя Владимира: так сказать, попали в инфоповод с названием в XVIII веке.


Дальше выедете прямо к Петропавловской крепости, которую трамвай объедет по Кронверкскому проспекту. Про Петропавловку можно много говорить, но из интересностей: благодаря местной пушке, каждый день можно точно узнать когда наступает полдень по ее выстрелу. А еще именно здесь покоятся все представители династии Романовых, начиная от Петра I и заканчивая семьей Николая II. Советую здесь побывать: это не только невероятно красивое, но и супер историческое место.


По дороге вокруг крепости вы сможете увидеть Ленинградский зоопарк, красивейшую Соборную мечеть и особняк Матильды Кшесинской.


Оптимально начать маршрут: от станции метро Площадь Ленина в сторону центра города. Опция – выйти на Спортивной, если Васильевский остров вам не по душе – включена. Опция – доехать до почти конечной остановки в лице станции метро Приморская – тоже включена.

В моменте – жестко перемещаемся на юго-восток города. Этот вариант маршрута для тех, кто понятия не имеет о том, как выглядит что-то еще, кроме Невского проспекта. Сейчас трамвай катается по измененной трассе, но классический его маршрут – ниже.

От станции метро Новочеркасская можно проехать по мосту Александра Невского и уже на другой стороне реки увидеть одноименную – Александро-Невскую лавру. Как пишут многие краеведы, заложил лавру сам Петр I. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Снова исторический факт: в отличие от всех своих родственников, здесь был похоронен император Петр III, которого не сильно любила и уважала его жена – императрица Екатерина II. Так сказать, чем дальше – тем лучше. Только вот Павел I через 34 года сделает гадость и перезахоронит отца в фамильном месте – Петропавловской крепости.
Далее маршрут идет по Синопской набережной, которая под конец плавно перетекает в проспект Обуховской обороны и Володарский мост, за которым – просторы района Дыбенко.

Оптимально начать маршрут: от станции метро Новочеркасская и выйти у станции метро Ломоносовская. Здесь уже и музей императорского фарфорового завода, и куча зеленых зон,чтобы прогуляться. Это не самый популярный маршрут, где вам встретится Казанский собор и Ко, но зато на южные его части поглядите.
Этот маршрут собрал почти все прелести четной стороны Фонтанки. Не менее интересный, чем трамвай №3, но чуть в другом месте.

Ну, начнем издалека: маршрут стартует от станции метро Нарвская, и, пока он едет до Садовой улицы, можно поглядеть на юго-западную часть города. По Садовой трамвай едет недолго, поворачивая в сторону Троицкого проспекта, проезжая по которому можно увидеть Троицкий собор и Собор Успения Пресвятой Девы Марии. У Троицкого собора даже двойное название – Троице-Измайловский, потому что раньше рядом с собором находились казармы Измайловского полка. А у каждого полка, к тому же, такого крупного должно быть место для молитв.

Далее – Загородный проспект, мимо очень красивого Витебского вокзала и ТЮЗа, улица Марата и более, чем классическая застройка города в ее лице. После поворота – Лиговский проспект и сад Сан-Галли (о его скандально-криминальной истории как раз было сказано в предыдущей статье), а еще и тройное церковное комбо в одном месте в лице Надвратной церкви Кирилла и Мефодия, Крестовоздвиженского собора и Тихвинской церкви. Уже ближе к конце маршрута находится Волковское кладбище, где покоится много известных писателей и прочих не менее известных людей (Ваганова, Добролюбов с Белинским, Радищев и остальная компания).

Оптимально начать маршрут: от станции метро Нарвская до станции метро Обводный канал; от станции метро Обводный канал до станции метро Технологический институт – если хотите зацепить самое основное на маршруте.
В городе поколесили – загородом тоже можно. В этой подборке этот трамвай как своеобразный уникум, потому что ездит не исключительно по городу.
Вот вы спросите: а что, так можно было что ли?
А мы ответим, что вообще то да.

Начиная от станции метро Кировский завод, трамвай едет прямиком (почти сразу) по проспекту Стачек, а это – коллекция сталинской застройки города и зеленых зон. Свое название проспект получил от революционных событий начала XX века: именно отсюда начинались все три революции. Как минимум одна из них ярко отразилась на названиях местных скверов и улиц – революция 1905 года и ее одновременно самый трагичный, но самый известный эпизод – Кровавое воскресенье. Рабочие именно Путиловского (сейчас уже Кировского) завода, расположенного на проспекте Стачек, отправились к императору с мирной демонстрацией. Исходя из названия, можно понять чем все закончилось.
От усадьбы Александрино трамвай поворачивает на Петергофское шоссе, проезжая мимо нескольких крупных парков. Кстати, усадьба принадлежала еще сестре Петра I – Наталье Алексеевне аж с 1714 года. Спустя кучу лет и кучу владельцев ее новым обладателем стал один из небезызвестного рода Шереметевых, по имени которого усадьба и стала именоваться по-современному. Говорят, что внешне усадьба похожа на Таврический дворец в районе метро Чернышевская – ну а что, пусть будет по кругло-купольному дворцу на каждом конце города.

Наконец, трамвай завершает свой путь в Стрельне. Прямо напротив конечной остановки – Константиновский парк и дворец Конгрессов. Все это выглядит как местный Версаль, но за 50 рублей на трамвае. Вообще, Стрельна – древняя древность и старее трех вместе взятых Петров I намного, потому что впервые упоминается в документах в 1500 году (нашей эры, конечно). Построенная при том самом Петре I, усадьба пошла по императорским рукам, пока не оказалась у сына Павла I – неслучившегося императора Константина Павловича, от чего парк и дворец и носят свои названия. В начале XXI века весь ансамбль переделали под площадку для всяких международных встреч и они здесь правда были: встреча стран большой восьмерки и саммит G-20. Несмотря на перестройки, многие здания сохранились, так что очень круто будет оценить все это вживую.
Оптимально начать маршрут: от станции метро Кировский завод и до конечной точки маршрута.
Любимый маршрут автора статьи, объезженный уже много десятков раз. Этот маршрут как и красоты центра покажет, так и в обычные жилые районы заедет периодически.

От конечной до конечной можно доехать за 1 час 40 минут и собрать кучу интересностей по дороге. Классический маршрут начинается от станции метро Приморская, почти половина маршрута повторяет маршрут трамвая №6, но до Авроры вы не доедете – трамвай повернет к Петроградке, проезжая ее почти целиком.

Далее – набережная реки Карповки. Название Карповка происходит от вольного перевода финского «корпийоки» (речка в лесной глуши). До начала строительства Санкт-Петербурга проток действительно тек среди дремучих зарослей.

Следом – самобытный Иоанновский монастырь на Карповке. Это действующий женский монастырь, начавший свою деятельность еще в начале XX века. Здесь, по традиции, все шло хорошо до прихода к власти большевиков. Сразу после – и монастырь прикрыли, и усыпальницу с мощами фактического основателя и освятителя храмов монастыря – Иоанна Кронштадтского – замуровали, и монахинь в Казахстан в ссылку отправили. Но хотя бы сейчас монастырь работает как и должен.
Неву можно переехать через Каменноостровский и Ушаковский мосты, с которых открываются потрясающие виды. Рядом с первым из мостов расположен не такой приметный, но, оказывается, богато исторический Каменноостровский дворец. Дворец был отстроен для Павла I, а уже при его сыне Александре I здесь стал собираться Негласный комитет – неофициальный микропарламент при императоре.

Военно-Морская академия – как завершение маршрута. Ее начальниками были супер известные люди: как минимум Крузенштерн и Нахимов.
После станции метро Черная речка трамвай идет еще вплоть до станции метро Политехническая, но интересностей по пути – совсем мало. Разве что красный дом на Сердобольской (дом №1). Здесь, в чужой квартире, 6 июля 1917 года с участием Владимира Ильича Ленина состоялось совещание членов ЦК РСДРП(б) по поводу июльских событий. Эта квартира с начала октября по 24 октября 1917 года стала последним конспиративным убежищем Ленина. Уже отсюда он отправился в Смольный вершить советское будущее страны.

Оптимально начать маршрут: от станции метро Черная речка до станции метро Василеостровская в случае, если Васильевский остров для вас – скучная скука, или до станции метро Приморская, если хотите прокатиться.

Спросите: а что-то как будто бы продолжение будет?
Ответим: жестко катаемся на автобусах и троллейбусах, чтобы написать и про них!

@garagemag