Троллейбусный Петербург
И теперь его маршруты, которые заменяют экскурсионные за. Мы уже советовали вам трамваи, а теперь — очередь троллейбусов!

С трамвая на город можно было успеть насмотреться, сегодня на повестке дня — троллейбусы. В целом, они тоже с «рожками», но в отличие от трамваев, их маршруты куда мобильнее и разнообразнее, да и самих троллейбусов просто куча.

Конечно, где-то маршруты трамваев и троллейбусов могут пересекаться, но вам же и удобнее — можете сравнить и выбрать для себя оптимальный и более комфортный, а то на трамваях кататься — не все любители.
Вы спросите: есть ли смысл ехать по этому маршруту, если он частично итак повторяет трамвайный?
Мы ответим: конечно, в нем есть и своя изюминка!
Это просто огромный по своей протяженности маршрут, от метро Петроградская аж до шоссе Революции на другом конце города.

В целом, у метро Петроградская на троллейбус можно и сесть, проехав на нем через половину Петроградской стороны и выехав к метро Спортивная. Очень советую тут прокатиться, потому что эстетика улиц и зданий тут просто космическая. Пока тестировали маршрут – смотрели в окно не отрываясь.
Здесь уже знакомый по маршрутам трамваев Князь-Владимирский собор, а также проезд через всю 1-ю линию Васильевского острова. Далее – Университетская набережная, здание Двенадцати коллегий, Академии наук, Кунсткамеры и Зоологического музея, а при повороте на Дворцовый мост и Невский проспект можно увидеть саму стрелку Васильевского острова и Ростральные колонны. Ну, давайте обо всем по порядку.

Вообще здание некогда действительно двенадцати коллегий длиннющее – аж почти 400 метров. Ну а что, очень удобно, когда все государственные ведомства в прямом смысле слова под одной крышей. Говорят, что здание было отдано под нужны университета потому, что добираться до локации госслужащим было проще говоря лень. А студенты народ простой – и моды у них такой «громоздкой» не было как в высшем обществе, и на лодке покататься не так сложно, да и вообще потерпеть можно.

Академия наук появилась в самом конце правления Петра I. Изначальная Академия располагалась во дворце жены его, уже на тот момент покойного, брата – царицы Прасковьи Федоровны. А уже при княгине Дашковой (подруга Екатерины II) были выделены деньги на постройку нового здания, потому что в старое уже ничего не влезало. На хрупких женских «плечах» держалась наука когда-то…
Вот про Кунсткамеру не стыдно и пару пугалок набросить. В музее, помимо всем известных заспиртованных детей в баночках, есть флейта, сделанная из человеческой бедренной кости. Якобы она может быть использована для мистического ритуала, но обычным смертным ее трогать не стоит – всякое бывает. А еще по музею гуляет скелет, который ищет свою голову. Это Петр I просто привез в страну иностранца ростом почти 2.3 метра, а когда тот умер, то его скелет поместили в музей. Но в одном из пожаров пропала голова. Вот скелет ходит и ищет свою часть. Видимо еще не нашел, раз легенда существует.
Зоологический музей – рай для любителей животных и их костей. Здесь куча чучел, самых разных костей животных, три этажа коллекции. За мамонтами и самым древним из найденных его скелетов – сюда.

Кофейная история про стрелку Васильевского острова: ее архитектор – Тома де Томон – сидел за чашкой утреннего кофе. Его супруга накрывала на стол и расположила симметрично две чашки на овальном подносе, а по центру поставила кофейник. Так, архитектор увидел перед собой всю геометрию будущей площади. Тут еще и про колонны не надо забывать. Их, кстати, дважды взламывали в 2011 году и забирались туда. Загадка: что же понадобилось людям – прикрепленные носы кораблей али что-то еще?

После Дворцового моста – того самого, красивого разводного, нарисованного на любой открытке – слева от себя вы увидите Зимний дворец, Дворцовую площадь с Александровской колонной и зданием Главного штаба.

Думаете, что прикоснулись к чему-то тому, что видел Петр I? Ну почти. Зимний дворец тут слегка пятый по счету. А реальные петровские здания – сбоку от основного. Дворец был и деревянный, и каменный, и песочного цвета, и красного, и зеленого как сейчас. Экспериментировали и перестраивали как хотели, в целом.
Колонна вообще творение из разряда что-то с чем-то. Она уже который век стоит без опоры – держится за счет свей тяжести. А еще сделана из цельного куска гранита. Открываю место клада – прямо под колонной заложена шкатулка с монетами 1812 года и закладная доска. Надеюсь, что сцена из «Майора Грома: Игра» не повторится и клад не будет в открытом доступе.

Далее по списку – Невский проспект прямиком до метро Площадь Александра Невского. Тут просто клондайк: здание Зингер, Казанский собор, базилика Святой Екатерины, Строгановский и Аничков дворец и одноименный последнему мост, площади Восстания и Александра Невского. И снова давайте по порядку.
Зингер не такой простой как вы думаете. У него под куполом – американский орел. Патриотично, не правда ли? История его возникновения связана с политикой. Во время Первой мировой войны в стране и в столице началась мощная антигерманская кампания. Компанию Зингер стали обвинять в шпионаже. Название компании ассоциировалось с Германией, хотя мало кто знал, что Зингер шила форму для российской армии. Для того чтобы подчеркнуть американское происхождение и отсутствие связей с немецкими властями, руководство фирмы отдало первый этаж здания консульству США. Скорее всего именно в этот период на куполе и появился американский орёл. Интересно, что одноглавый орёл уцелел в 1917 году, когда по всему городу сносили символы самодержавия — орлов двуглавых.

Казанский собор тоже можно кучу времени обсуждать, но вот то, чего я про него не знала: в 1930-е годы (любимые для религии) храм был переделан под музей атеизма. Очень по-православному…
Строгановский же дворец такое, кулинарное место, потому что повара именно отсюда придумали рецепт бефстроганов, который потом распространился по всему миру.

Аничков мост и некая Анечка, в честь которой он так назван. Так вот, никакой Анечки не было, ударение в названии ставится на и. Мост был назван в честь инженера Михаила Аничкова, который руководил строительством первой деревянной переправы (прототипом современного моста) в начале аж XVIII века.
После площади Александра Невского трамвай идет уже больше по обычным жилым районам, где достопримечательностей нет.
Оптимальный маршрут: от метро Петроградская или Спортивная (смотря как долго хотите ехать) и до метро Площадь Александра Невского.
Этот маршрут как раз противоположный предыдущему, потому что пересекает его ровно поперек.

Стартуя от того же шоссе Революции, троллейбус идет до Финляндского вокзала, огибая площадь с Лениным на броневике.

Переезжая через Литейный мост, троллейбус следует по одноименному проспекту. Самое интересное здесь — конечно, здание бывшего НКВД или Большой дом. Вокруг здания ходят много легенд. Например, что здание под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. Кстати, известно, что за все время блокады в дом на Литейном не попала ни одна бомба. По утверждению историка Синдаловского, существовала легенда, что на верхнем этаже Большого дома якобы содержались пленные немецкие офицеры, и немецкие лётчики, зная об этом живом щите, устроенном чекистами, щадили здание.


Пока едете дальше, то советую просто поглядеть на петербургскую архитектуру. Она здесь невероятно разная, но такая красивая.

Троллейбус доедет и до Владимирского собора около метро, на удивление, Владимирская. Нейминг этого места вам понравится, что называется все звезды сошлись и все тут владимирское.

А потом троллейбус повернет по Загородному проспекту в сторону знаменитого места — Пять углов. Тут пересекаются между собой Загородный проспект, а еще улицы Рубинштейна, Ломоносова и Разъезжая.


По дороге к метро Технологический институт вы увидите площадь у ТЮЗа и сам ТЮЗ, Витебский вокзал. Вообще, вокзал – легендарное место. Именно с него в 1837 году двинулся первый поезд в стране в направлении Царского села. И первым пассажиром тут стал не абы кто, а император Николай I. Время пути тогда и сейчас немного отличается и, благо, в строну современности — раньше дорога занимала 35-36 минут, сейчас уже около 27. Было бы смешно, если бы было наоборот.

После Техноложки поедете по Троицкому проспекту, где находится Троицкий собор. В самом конце сможете проехать по Лермонтовскому проспекту, добравшись до метро Балтийская.

Оптимальный маршрут: от метро Площадь Ленина до метро Балтийская.

Или мы снова покатаемся на Васильевском острове.

От метро Петроградская троллейбус идет примерно там же, где и троллейбус №1. Только от метро Спортивная маршрут ведет не в центр города, а на Васильевский остров. Здесь вы сможете проехать по всему Малому проспекту В. О. и насладиться его видами, а после поворота с Наличной улицы можно выйти и прогуляться по Галерной гавани. Это не самый достопримечательный маршрут, но весь шарм и эстетику Петербурга на нем можно зафиксировать.

Оптимальный маршрут: от метро Петроградская или метро Спортивная в зависимости от того, насколько вам приелась Петроградская сторона, до остановки улица Нахимова 11 или уже до метро Приморская, если не горите желанием выходить из троллейбуса.
Этот маршрут будет как микс любви к Васильевскому острову и центру города.
Маршрут проходит по всему Невскому проспекту, начиная от площади Восстания и ближе к центру. Собственно, как и троллейбус №1 — этот маршрут покажет центральную улицу города максимально возможным образом. В отличие от того же троллейбуса №1, этот, после Меншиковского дворца, идет по Большому проспекту В. О.

А дворец Меншикова — дворец того самого друга Петра I, который, как мне ярко сказали в школе, жил на две широкие ноги. За 300 с лишним лет истории чего тут только не было: склады, церковь, госпиталь, а вообще сначала и просто дворец. Кстати, лестница тут еще так сказать от застройщика, сохранила на себе шаги императора и самого хозяина дворца. Воровать из бюджета страны просто надо было меньше и все было бы более радостно у этого хозяина.

Троллейбус доедет даже до Севкабеля — здесь уже вам встретятся куча молодежных пространств, необычных ресторанчиков и баров, популярный зимой каток, набережная с шикарным видом и просто, в целом, классное место для отдыха и фотографий.
Оптимальный маршрут: от метро Площадь Восстания и до Севкабеля (остановка Площадь Морской Славы), если дальше до метро Приморская вы уже катались.
Здесь цель маршрута – жестко уехать из центра города на юг.

Троллейбус стартует от Казанского собора и едет по Невскому, но в сторону Дворцовой площади, разворачиваясь у Адмиралтейства на Гороховую улицу (самая любимая и родная улица для авторов этого медиа, закончивших герценовский университет). На ней, кроме нашей альма матер, можно увидеть здание у Красного моста или Au Pont Rouge. Если что, это не копия здания Зингер, это совсем другое сооружение с другими создателями и историей в целом. Орла нет, глобуса нет — не канон здания на Невском.

По той же Гороховой можно пересечь три реки и Садовую улицу, доехать прямиком до ТЮЗа, а потом и до метро Технологический институт.

Дальше троллейбус не свернет никуда какое-то время и будет ехать по Московскому проспекту, кстати, проедет почти его половину. Здесь, кроме по-сталински красивого проспекта и его зданий, можно доехать до Воскресенского Новодевичьего монастыря и кладбища как своеобразного местного музея (Врубель, Плеве, Тютчев, Некрасов, Боткин и прочие не менее известные личности остались тут надолго). Дальше — Московские ворота (не только метро, но и сами ворота), а после метро Электросила троллейбус завернет на Новоизмайловский проспект, проедет мимо парка Авиаторов до площади Конституции.

Оптимальный маршрут: от Казанского собора (он же на станциях метро Гостиный двор и Невский проспект) и до метро Электросила. Очень уважаю любые живописные районы, но после Электросилы смотреть, кроме парка, фактически не на что. А так — можно еще и пешком пройтись по проспекту и зацепить здание Российской национальной библиотеки, парк Победы и здание Дома Советов на метро Московская.
Тоже достаточно центральный маршрут, но с некоторой опцией. Как раз начну с нее.
Одна из конечных остановок маршрута – на площади Труда. Отсюда троллейбус прокатится по Конногвардейскому бульвару прямиком к Манежу, Исаакиевскому собору, Сенатской площади. Но не отнимаю хлеб у своей же будущей статьи про автобусы, а то вам читать будет нечего, либо же просто скучно.

Но хоть что-то чтобы сказать: тут вы проедете еще и мимо Астории – самой узнаваемой по своим красным маркизам (а в 1991 году были полосатыми как матрасы) гостинице. Она так называется по фамилии очень богатой семьи в Америке – Асторов (аналог Рокфеллеров). У них по всему миру целая сеть такая была, чего б и тут не построить.
Объехав площадь, троллейбус проедет по Малой Морской улице и уже потом повернет на Невский проспект. Этот маршрут тоже приведет вас до площади Александра Невского, а после переезда через мост довезет до огромного Ржевского лесопарка.
Оптимальный маршрут: от метро Площадь Александра Невского (если в парк не стремитесь) и до конечной у площади Труда. Ну или наоборот.

В конце, но снова оставлю дисклеймер: смотрите актуальный маршрут перед поездкой, а то им свойственно периодически меняться.

И хороших вам троллейбусных видов, пусть подорожник всегда будет с вами!