Выстоявший, но не возведённый город.

Несколько лет назад власти Петербурга собирались построить большой и современный музей Блокады Ленинграда, но потом проект внезапно свернули. На вопросы «зачем?» и «почему?» никто не отвечает уже 7 лет.
— Мы хотим, чтобы это был комплекс мирового уровня, потому что необходимо знать, какой ценой ленинградцы смогли отстоять свой город, — сказал Георгий Полтавченко, экс-губернатор Петербурга, на церемонии установки закладного камня нового музейного комплекса Оборона и блокада Ленинграда 8-го сентября 2018 года. Ровно 6 лет назад.

Удивительно, но за 77 лет с момента снятия блокады полноценного государственного музея и выставочного комплекса в городе так и не появилось. Музей в Соляном переулке, созданный ещё во время войны руководителями города — на реконструкции. Да и половина города воспринимает его больше как мемориал, нежели, чем полноценный исследовательский музей. У этого музея вообще очень сложная история: сначала его по крупинкам собирали сами бойцы Ленинградского фронта, жители блокадного города и его руководители, потом в рамках ленинградского дела закрыли на несколько десятилетий, и только в последние годы Советского Союза смогли возродить.

В 1989 году музей хоть и получил вторую жизнь, но полноценной её не назовёшь даже с натяжкой: в первые 5-6 лет постоянной композиции в музее не было, сотрудники пытались перебиваться выставками, а общая площадь нового музея была лишь блеклой тенью первого своего воплощения. За 40 лет, пока музей был закрыт, все его помещения обжили военно-исследовательские лаборатории военных компаний со сложным оборудованием, которое с помощью Грузовичкофф не перевезёшь.

Собственно, поэтому в кулуарах городской администрации почти 20 лет и обсуждали возможность строительства полноценного музейного комплекса о блокаде города. В 2014 разговоры начали как-то материализовываться, и власти объявили о планах строительства к 2019 году на мысе Невы рядом со Смольным монастырём огромного музейного комплекса — Выстоявшего города.
Для сравнения: музей в Соляном, открытый в 1989 году, занимал площадь чуть больше 1 000 м2. Выстоявший город же, планирующийся к постройке, должен был занимать площадь в 29 раз больше — 29 000 м2.
Новая композиция, в отличие от старой, должна была состоять не из нескольких помещений внутри одного здания, а из нескольких корпусов, причём двух разных видов: полые башни, «Голод», «Скорбь», «Огонь» и «Холод», были предназначены для выставок и художественных инсталляций, другие же, «Жизнеобеспечение», «Производство», «Наука» и «Культура», были с уже сформированной композицией, посвящённой быту и жизни блокадного города. Помимо восьми корпусов на территории комплекса должны были появиться амфитеатр и парк, где жители города могли проводить время и встречаться друг с другом, а также насыпной холм, с которого открывался прекрасный вид на Неву. Кроме красивых композиций и видов, в новом музее должны были расположиться архив со всеми блокадными документами, библиотека и фондохранилище.
Но не все оценили старания Студии 44, которая спроектировала новый комплекс. Молодёжи концепт нового музея понравился. Причём не только эстетически, но и практически — у молодых могло появиться новое третье место, тесно связанное с историей города, и, при этом, не являющееся очередным баром. Старшее поколение же, наоборот, выступило против нового музея. Так, например, одна из блокадниц развернула плакат против нового музея сразу же после речи Полтавченко на установке закладного камня.
Что такое третье место?
Это часть городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой/университетом («второе место»). Примером такого места может стать кафе, бар, клуб, парк, библиотека и т. д.
Причин для критики, на самом деле, оказалось намного больше, чем просто «за старое и против нового». В Выстоявшем городе зачем-то хотели сделать VIP-зоны с рестораном, площадью в 2 250 квадратных метров (напоминаем, что площадь музея в Соляном переулке около 1 000). Да, ресторан в мемориальном комплексе.
Помимо ресторана под критикой оказалось и расположение комплекса. Мыс красивый, спору нет, но как до него добираться? Ближайшие автобусные остановки до сих пор находятся аж в километре ходьбы, а станция метро «Смольный» даже не на стадии проектирования.

Лев Яковлевич Лурье, петербургский писатель и основатель Санкт-Петербургской Классической Гимназии №610, например, критиковал и разделение на подтемы, и содержание самого музея.

Это какой-то удар врастопырку, несжатым кулаком.

Эта некая схема отдельных зданий. Непонятно, что будет делать несчастный посетитель: сначала посмотрит, как работали школы в годы блокады, потом — чем занимались ленинградские огородники, следом — про Таню Савичеву? Непонятно и то, что они собираются хранить. Им же не передадут блокадные архивы из Подольска. Домовые книги лежат в одном архиве, сведения о раненых — в другом, о погибших — в третьем, о решениях городских властей — в четвертом. Неужели это возможно объединить в одном месте? Мне кажется это страшно нереалистичным. Конечно, институт по изучению блокады, наверно, необходим. Но для него достаточно снять офисное помещение из пяти комнат.

Лев Яковлевич Лурье
Среди противников нового музея тоже не нашлось единства, что в итоге вылилось в противостояние трёх разных групп активистов.

Первые выступали за новый музей, но на территории Парка Победы, куда и добираться проще, и места будут связаны символически и идеологически. Экс-глава комитета по градостроительству и архитектуре этот аргумент парировал: «Парк Победы — федеральный памятник, на территории которого запрещено любое строительство, кроме поддержания элементов парка».

Вторые выступали за насильное выселение Минобороны из музея в Соляном переулке и его кратное расширение.

— Проект музейного комплекса на Смольной набережной нас не устраивает, — делились с «Комсомолкой» в организации «Жители блокадного Ленинграда». — К тому же, зачем тратить миллиарды на новые здания, когда можно убрать военных и расширить музей на Соляном? Ремонт ремонтом, но дополнительных помещений ему не дают. А это самое главное. Вот где борьба. И мы будем бороться дальше. Пока мы живы.

А третьи вовсе выступали за выделение других блокадных зданий для музея, которых в центре полно, но они ничем не наполнены. Примечательно, что и площадь у предлагаемых зданий больше, чем у музея в Соляном. Одним из вариантов активисты предлагали здание Левашовского хлебозавода, где в годы блокады пекли тот самый хлеб, а сейчас располагается Культурный Центр «Хлебозавод» и школа искусств Masters.
В итоге в борьбу включились и местные политики.

Не надо ломать то, что строится

Куда бы мы ни перенесли музей, везде будут положительные и отрицательные отзывы. Город очень плотно застроен. Мы можем заморозить весь проект одними разговорами.

Сергей Александрович Важенин
Депутат муниципалитета Смольнинское, где пролегает Соляной переулок с первым музеем.
Практически через полгода после установки камня, 1-го февраля 2019 года, проект Выстоявшего города всё-таки решили заморозить по инициативе Александра Беглова, нынешнего губернатора Петербурга. Днём ранее, 30-го января 2019 года, стало известно, что городские власти собираются выкупить у военных несколько этажей для расширения «второго» музея. В январе 2024-го на Малоохтинском проспекте начали строить ещё один Музей Блокады — небольшой филиал на территории Храма Успения Пресвятой Богородицы.

До сих пор остаётся неясным, будет ли Выстоявший город построен, отменят его строительство или перенесут на другое место. Коллекцию для него активно всё это время продолжали собирать и никуда не дели, коллектив так же остался не уволенным, а планы по перепрофилированию музея в Соляном переулке никуда не исчезли — его всё ещё собираются посвятить самому себе — истории самого музея, которая оказалась настолько насыщенной, что для неё всё так же нужно место и помещения, занимаемые военными.