ПЕТРОГРАДСКАЯ РЕЗНЯ

Паша Сорокин

Откуда взялась такая жуткая (но очень талантливая) байка?

Многие, кто плюс-минус интересуется городской историей и любит серфить по форумам в поисках интересных фактов, натыкались на текст, который начинается так:
К сожалению, я потеряла записанные мною рассказы двух женщин, переживших Погром Петрограда. Естественно, если найду, то опубликую их.
Пока пишу по памяти.
Одну из них звали Валентина Николаевна, мы с ней жили в одной коммуналке.
Я приехала откуда-то из гостей, дома была только она одна. Это было 7 ноября. Я знала, что все отмечают седьмое ноября и поздравила её. Она ответила:
—Спасибо, не надо. Я там была и всё это видела сама.
Я удивилась:
— Как?! Вы там были сами?! Вы всё это видели? Как это интересно! Расскажите пожалуйста!
Она изменилась в лице, посмотрела на меня внимательно и спросила:
Ты действительно это хочешь знать?
...
Это первые абзацы текста под названием «Бескровная революция». У неё три главных героя: Александра Римская, автор написанного, Валентина Николаевна, которая рассказывала первую историю, и женщина Х., которую Александра называет еврейкой.
Валентина (далее — Валя), дочка мужского портного, жила на Малой Конюшенной улице. Ни бедно, ни богато — как жили все, по словам Вали — в пятикомнатной квартире. После начала войны семья начала богатеть, но потом мать сбежала с офицером, и отец начал пить, а Валя — чаще проводить время у подружек, чтобы не попадаться под горячую руку папы.
Один раз Валя засиделась у подружки допоздна и поспешила домой. Повезло, что знакомая жила на Невском проспекте, и дорога от неё занимала всего два квартала. Но главная героиня в тот момент еще не знала, что на календаре было 7 ноября.
Когда она вышла на улицу, то услышала странный гул вдалеке, и ей стало страшно. По дороге она увидела ночлежку и решила до утра переждать в ней, вед деньги у неё были. Но хозяин оказался против и стал прогонять посетительницу, но в самый неподходящий момент к ним ворвались гопники и начали всё громить.
Дальше история приобретает очень тревожный и динамичный характер: Валя смогла сбежать из одной ловушки, но попала на бушующую улицу, где «не было ни одного человеческого лица». В лохмотьях по городу носились бандиты, военные, гопники и проститутки, а панели были завалены трупами богатых мужчин. Весь город был завален мертвецами и залит кровью, в воздухе стоял удушающий трупный смрад, а собаки, которых никто не кормил, поедали тела. Говорят, что убитых было настолько много, что большевики приказали сбрасывать тела в Неву, по которой они плавали ещё полтора года, окрашивая акваторию в алый цвет.
Добежав до своего дома, Валя увидела тела своего папы и тётушек, которые пытались защищаться от нападавших, которые уже давно покинули квартиру. То же самое случилось со всеми соседями и родственниками. А потом Валя стала проституткой.
Историю еврейки я не буду рассказывать. Не подумайте, что я левый, который симпатизирует Газе — просто история короткая и не такая интересная.
Самое интересное в тексте Александры — её комментарии. Когда-то ей строго-настрого запретили говорить о том, что ее родственники жили в Петрограде. Ведь живших в городе до 1916 года не прописывали и угрожали последствиями, а город стоял пустым до 1921 года. Здесь же она апеллирует к численности населения города, а комментаторы и рецензенты статьи поддакивают: в 1917 году в Петербурге жило 2,3 млн человек, а в 1920 — 740 тысяч. Действительно, падение на 68% — огромное. Жаль только, вся история — чистой воды вымысел.
Да, на самом деле никакой Петроградской резни никогда не случалось. А все истории Александра Римская, судя по всему, как профессиональный юзер жж, просто выдумала. И текст, как и большинство публикаций «Сандры Римской», коих на момент написания этого текста больше восьми тысяч штук, должен был остаться в нижнем интернете, но что-то пошло не так.
«Бескровная революция» стала своеобразным локальным мифом для всех «интернет-историков» и быстро стала претендовать на истину. Текст переписывали многие исторические блоги, интернет-журналы и издания с интересными заголовками, вроде газеты «Президент», платформы Конт и даже официального сайта Ассоциации выпускников МГИМО.
Всплывает логичный вопрос: как Римская всё это придумала? Она это не придумала, а докрутила. Погромы в Петрограде действительно были, только не с сотнями-тысячами трупов на бульварах. Во время революции по улицам города, на самом деле, было шатание маргинальных масс и, вероятно, преступления на этой почве. Но не было никакой резни, которая снизила численность жителей города на 70%.
Текст Александры — ещё одно подтверждение тому, что интернет напрямую влияет на веру в теории заговора. Доступ к информации порождает ощущение некой объективности Сети — когда все-все события истории записаны, то создаётся ощущение, что если не записаны, то их стер тот, кому это выгодно. Только правда в том, что этот текст — естественная попытка заполнить информационный вакуум, который находится на месте пост-революционного города. И не важно, что никакого вакуума нет — историческая нелюбовь к левым у правых может порождать очень интересные кульбиты.
Почему тогда цифры совпадают? Петербург в то время — преимущественно город чиновников, которые почти сразу же разъехались. Также нельзя забывать, что в стране началась гражданская война, а бои на фронтах Первой мировой не думали кончаться, куда всё так же отправляли людей.
Также история Римской начинает крошиться буквально с самого начала: зачем девочке бежать в ночлежку, если от Невского до её дома была пара кварталов? К слову, ночлежки никогда не располагались на первых этажах домов и путь до них вообще был немаленький. Зачем гопники искали девочку — автор решил скрыть. Ровно как и тот факт, что кровавая Нева на протяжении нескольких лет — результат выливания в реку царских запасов вина. Это, пожалуй, единственные погромы, которые тогда происходили.

Если хотите прокомментировать статью или предложить правки,

то мы всегда ждём вас у нас в канале!