Откуда в Петербурге появился красный парусник

Рассказываем об истории традиционного праздника выпускников
———
Автор: Женя Востокина
———
Ежегодно в конце июня на глади Невы появляется корабль с алыми парусами. Это зрелище, ставшее визитной карточкой города, собирает сотни тысяч зрителей. Но почему именно Петербург стал домом для этого феномена? Какие легенды и традиции связаны с этим праздником?

История Алых парусов уходит корнями в 1923 год, когда писатель Александр Грин опубликовал повесть о девочке Ассоль, верящей в чудо — корабль с алыми парусами, который приплывет за ней. Образ алых парусов стал символом несбыточных, на первый взгляд, мечтаний.

Однако Петербург превратил эту метафору в реальность. Санкт-Петербург — город моряков, поэтов и мечтателей. Его история неразрывно связана с морем: основанный как «окно в Европу», он стал воплощением стремления к чему-то большему. Белые ночи, когда солнце едва касается горизонта, создают атмосферу волшебства, идеальную для воплощения гриновской легенды.
Еще в 1950-х студенты Ленинграда начали устраивать импровизированные выпускные на набережных. Власти города, ища способ поднять дух молодёжи после войны, поддержали идею.
Первый праздник случился по инициативе Александра Бениаминовича Клейнман-Орлеанского — члена Союза кинематографистов СССР, известного своей работой по организации кинофестивалей. Его цель заключалась в создании официального торжества, объединяющего выпускников города. Идея основывалась на многовековой традиции, по которой молодежь собиралась под белыми ночами на берегах Невы для прощания со школьной жизнью.
Супруга Клейнман-Орлеанского, Генриетта Орлеанская, поделилась с ним воспоминаниями о событиях июня 1941 года, когда она вместе с первым возлюбленным обходила город в преддверии войны. На следующий день, 22 июня, началось вторжение Германии в СССР, вскоре переросшее в блокаду Ленинграда.
Генриетта продолжила обучение в Ленинградском государственном университете, где в условиях войны студенты находили утешение в произведениях Александра Грина, включая роман Алые паруса. Эта история о любви и приключениях в вымышленной стране помогала забыть о тяжелых реалиях.
Этот сюжет вдохновил Клейнман-Орлеанского на создание праздника. Образ алых парусов стал метафорой юношеской надежды, веры в светлое будущее и романтических чувств. Он видел в этом идеальный символ — величественный корабль, скользящий по водам Невы под светом белых ночей.
В работе над проектом Клейнман-Орлеанский получил поддержку от Василия Сергеевича Толстикова, первого секретаря Ленинградского обкома, с которым они познакомились в Вене в дни Победы. Толстиков выделил группу офицеров военно-морской базы для реализации технической части. Особую сложность составило создание пиротехнической «змеи», которая должна была зажечь огни на Ростральных колоннах.
Первое торжество состоялось 28 июня 1968 года в 23:00. Мероприятие развернулось на акватории Невы между Кировским и Дворцовым мостами, напротив Петропавловской крепости. На церемонии присутствовало свыше 25 тысяч выпускников.
Музыкальным сопровождением стал «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра, ставший одним из ключевых мелодий праздника. Парад открыла эскадра катеров, за которой последовали главный корабль «Ленинград» и сопровождающие суда с выпускниками в форме Нахимовского и Суворовского училищ. На адмиральском катере находились три выпускника с праздничными вымпелами, а также юноша и девушка с горящими факелами. Огонь с их рук зажёг Ростральные колонны, которые оставались ярким акцентом праздника до его завершения.
Но уже в 1970-х мероприятие запретили как «буржуазное». Это произошло в 1979 году, однако торжество продолжили организовывать в Сестрорецке вплоть до 1991 года. Праздник проходил то на акватории «Шляпа Наполеона» в парке Дубки, то на озере Разлив, где в 1991 году состоялось его последнее проведение в таком формате. В программе участвовало несколько парусников, катера с водными лыжниками, 10—25 лодок. Для зрелищности использовались факелы, световые эффекты и фейерверки. Организатором выступил яхт-клуб машиностроительного предприятия — Сестрорецкого инструментального завода.
Предыдущие варианты кораблей
От самой первой версии до современного парусника
Интересно, что в 1970-х ходили слухи о «призрачном корабле» с алыми парусами, который якобы видели в тумане. Эта городская легенда, вероятно, возникла из-за ностальгии по отмененному празднику. Во время 25-летнего запрета образ алых парусов стал подпольным символом романтики, а в Сестрорецке энтузиасты тайком воссоздавали мини-версии шоу.
Возрождение произошло в 2005 году — с тех пор праздник стал масштабным шоу с фейерверками, концертами и театрализованным представлением.
Основная философия праздника отражена в его официальном лозунге — «Вместе с Россией». Праздничная атмосфера и масштабность мероприятия акцентируют внимание на доверии к молодому поколению, чьи амбиции рассматриваются как ключевой ресурс для развития Петербурга и укрепления страны в целом.
Ключевой элемент — бриг, который ежегодно проходит по Неве под алыми парусами. Его появление сопровождается музыкой: от вальсов Штрауса до современных хитов, а с 2010 года — гимном «Алых парусов» на музыку Валерия Гаврилина. До 2019 года на Неве курсировал шведский корабль «Тре Крунур» («Три короны»), что символизировало связь Петербурга с Европой. С 2019 года главную роль исполняет российский бриг «Россия», усиливая патриотизм события.
Петербургские «Алые паруса» впитали в себя не только сюжет Грина, но и местный фольклор. Говорят, что если загадать желание в момент, когда корабль проплывает мимо Дворцовой набережной, оно обязательно сбудется.

Если хотите прокомментировать статью или предложить правки,

то мы всегда ждём вас у нас в канале!